О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПСИХОДЕЛИКОВ ИДРУГИХ «ЛЕГКИХ»НАРКОТИКОВ

О ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПСИХОДЕЛИКОВ ИДРУГИХ «ЛЕГКИХ»НАРКОТИКОВ

УДК 178.8:341.987.5

Сквира И.М.*, Абрамов Б.Э.*, Сквира М.И.**

Учреждение образования «Гомельский государственный

медицинский университет» 

**Центрпсихотерапии, Гомель

Введение

«Основной вопрос современного межцивилизационного диалога — вопрос о ценностях. Особую остроту он приобретает в контексте глобализационных процессов, затрагивающих все более широкие слои населения во всем мире. Глобализация влияет <…> на все человеческое сообщество <…>; она затрагивает политику, экономику, мораль, право, науку, искусство, образование и культуру. Не обходит она и медицину. Ведь болезнь не развиваются сами по себе, а только в процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Общее здоровье ВОЗ определяет как состояние человека, у которого не только отсутствуют  болезни или физические недостатки, но имеется полное физическое, душевное и социальное благополучие. Интегральным показателем психического здоровья является динамическая адаптация человека в социуме, которая в настоящее время находится под угрозой из-за глобализации и связанной с ней разрушением устоявшихся моральных принципов» [1].

Результатом этих глобализационных процессов является наступающая с Запада либерализация, подрывающая традиционные устои общества, в том числе и в отношении к запрещенным наркотическим веществам. В ряде западных стран уже разрешены так называемые «легкие наркотики». И в нашей стране раздаются голоса в пользу их легализации, поступают письменные предложения в Министерство Здравоохранения снять запрет на распространение в Республике Беларусь психоактивных веществ (ПАВ) природного происхождения психоделиков и каннабиноидов.

Цель исследования

Изучить влияние психоделиков и других «легких» наркотиков на человека для решения вопроса возможности их легализации в обществе.

Материал и методы

Материалом исследования явилась научная литература по наркологии и многолетняя врачебная практика, методом исследования  — анализ литературных данных по изучению действия психоактивных веществ, в частности, психоделиков и каннабиноидов, на человека и врачебное мышление.

Результаты исследования и обсуждения

ПАВ — любое вещество, которое уже при однократном приеме вызывает изменения психических функций и поведения, желательные для потребителя. ПАВ действуют: на специфические структуры мозга («система награды»), ведут к привыканию, патологическому влечению (craving) и зависимости; оказывают токсическое действие на все органы и системы; вызывают патологическое влияние на потомство (генетические, эпигенетические, токсические, в т.ч. тератогенные последствия) [2].

Психоде́лики (от др.-греч. ψυχή — «душа», «сознание» и δῆλος — «ясный», «очевидный»)  класс психоактивных веществ, изменяющих восприятие и влияющих на эмоциональное состояние и многие психические процессы, в том числе, сознание. Человек видит галлюцинации — яркие, красочные образы, слышит звуки, чувствует запахи и даже ощущает прикосновения несуществующих персонажей. Психоделики как будто перемещают в другой мир, который ощущается и воспринимается только потребителем [2]. 

Психоделики были открыты швейцарцем Альбертом Хофманном в первой половине 20 века. Это был препарат из спорыньи — диэтиламид лизергиновой кислоты (ЛСД). Спорынья  — грибок, поражающий колосья ржи, массовые отравления, которым были известны еще со средних веков. Крошечные дозы ЛСД Альберт Хофманн принял внутрь и испытал совершенно невероятные галлюцинации. В дальнейшем на основе микродоз ЛСД-25 был создан препарат delisid, которым пробовали лечить больных депрессивными расстройствами, фобиями, шизофренией [2]. В 60-е годы препарат стал широко использоваться с немедицинскими целями в субкультурах американских хиппи. Тогда и выяснилась опасность нового мощнейшего психоделика-галлюциногена. Оказалось, что, кроме «хороших путешествий» (термин потребителей), часто встречались и «плохие». Посыпались сообщения о сотнях, а потом и тысячах трагических случаев. Самое частое явление — страшные галлюцинации, которые порой даже с одного раза вызывали стойкое посттравматическое стрессовое расстройство. Увиденное в психоделическом «путешествии» настолько запечатлевалось в памяти, что непроизвольно врывалось яркими воспоминаниями в сознание. Это становилось общественно опасным, когда, например, человек оказывался за рулем автомобиля и, переживая страшное видение, не успевал остановиться на обочине. Бывали случаи, когда под воздействием психоделика, потребитель ощущал явственную возможность летать, как птица и совершал фатальный поступок. Реакция на смерти и тяжелые психопатологические состояния последовала незамедлительно — в те же 60-е годы психоделик, препарат ЛСД-25 был определен в запретный список ПАВ. 

Прошедшие с того времени десятилетия только подтвердили верность решения о запрете психоделиков и других наркотических веществ. В частности, исследованиями отечественных ученых подтверждено наличие синдрома отмены (отрицаемое некоторыми западными исследователями) и других тяжелых последствий воздействия на организм и психику человека у каннабиноидов (та же, предлагаемая к легализации, марихуана) [2]. Необходимость законодательного запрета на употребление наркотических веществ обосновывается не только их прямой опасностью, но и самой природой животных и человека, психика которых функционирует в единой системе реального мира путем приспособления и преобразования его под свои потребности (только у человека). У животных потребности определяются инстинктами, а у человека над инстинктами в процессе социализации, главным механизмом которой является труд, создаются условно-рефлекторные, сугубо человеческие потребности. «Труд — источник всякого богатства, утверждают политэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [3].

Сигналом адекватности удовлетворения потребностей у животных и человека служит получаемое удовольствие, высшим проявлением которого является эмоция радости. Радость — это своеобразная связь между человеком и миром. Это обостренное чувство сопричастности, собственной принадлежности к миру. Оно часто сопровождается ощущением энергии, силы и уверенности в собственных возможностях. Эта взаимосвязь вызывает трансцендентное чувство свободы — чувство выхода за пределы собственного «Я» и обыденной реальности, чувство соприкосновения с непостижимым и вечным. Эмоция радости вступает во взаимодействие с другими эмоциями, с перцептивно-когнитивными процессами и с поведением, пробуждает интуицию и творческие способности. Когда мы испытываем радость, все системы нашего организма находятся в расслабленном состоянии, и этот относительный покой позволяет нам восстановить затраченную энергию. Человек не может вызвать радость сознательным усилием, но может поставить перед собой такие цели, достижение которых обещает ему ее. Мы работаем потому, что нам интересно. А упорство и настойчивость, как правило, вознаграждаются чувством достижения, успеха, победы, и именно это чувство является источником радости. Мы проявляем настойчивость и упорство не для того, чтобы испытать радость, а для того, чтобы выполнить свою работу. Радость приходит не по заказу, а, по выражению К. Изарда, «…как побочный продукт достигнутого успеха», как награда за труд [4]. 

Вызывание радости искусственным путем (с помощью ПАВ) вначале ведет к временному выключению человека из социума, а при длительном употреблении к разрушению созданных трудом человеческих потребностей и личности [5].

Заключение

Искажение психического функционирования и получение удовольствия искусственным путем с помощью ПАВ (любых, хоть «тяжелых», хоть «легких») есть выключение человека из адекватного функционирования, есть, фактически, расчеловечивание человека (лишения его человеческой природы). Поэтому отстаивать легализацию любых ПАВ, как психоделиков, так и каннабиноидов, могут только люди непонимающие их смысл или по каким-то причинам заинтересованные в них. Для выживания человечества на планете правильно отстаивать традиционные человеческие ценности, традиционную семью и защищающее интересы человека, семьи  и государства

Литература

  1. Абрамов, Б.Э. Традиционные и либеральные ценности / Б.Э. Абрамов, И.М. Сквира // Актуальные проблемы биоэтики: взгляд медицины и Церкви: сб. матер. научно-образовательных чтений. — Гомель : УО «ГомГМУ», 2018. ― С. 3–5.
  2. Наркология : нац. рук. : краткое изд. / под ред. Н. Н. Иванца, М. А. Винниковой. — Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 699 с.
  3. Энгельс, Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека / Ф. Энгельс // В кн. «Диалектика природы». — М.: Политиздат, 1965. — С. 144–156.
  4. Изард К. Э. Психология эмоций. К.Э. Изард; пер. с англ. — СПб. : Питер; 1999. 464 с.
  5. Сквира, И.М. Алкогольная зависимость — болезнь не только тела и души, но и болезнь личности / И.М. Сквира, Б.Э. Абрамов, М.И. Сквира // «Актуальные проблемы медицины»: Сб. науч. стат. Респ. науч.-практ. конф. с межд. участ. (Гомель 11 ноября 2021 года); в 3 т. И.О. Стома [и др.]. — Гомель : УО «ГомГМУ», 2021. ― Т. 2. — С. 33–36.
Поделиться